Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Челябинское метро: быть или не быть?

12.02.2017, 14:25      Новости Челябинска

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание "челябинский метрополитен"? Скорее всего, долгострой, а еще – закопанные миллиарды. Действительно, как бы было удобно добраться с одного конца города на другой за считанные минуты. Вот только пока эти рассуждения из области фантастики. Архитекторы сейчас создают новый генеральный план застройки города. Есть ли в нем место подземке? Мы или наши внуки все-таки увидим свет в метротоннеле и сможем прокатиться на челябинской подземке? Все о челябинском метро узнал корреспондент ГТРК "Южный Урал" Лев Битков. Смотрите новую серию "Уральского спецкора".

В 2003 году Марк Овенден, член Королевского географического общества Великобритании, составил карту мирового метро, одной ветвью он соединил действующие подземки. Как ни странно, на схеме можно было найти и Челябинск. С тех пор прошло 14 лет, но южноуральский метрополитен как и межконтинентальный остается научной фантастикой.

Сюда закопали миллиарды рублей. Каждая маленькая победа – сенсация в городских СМИ, каждая сбойка тоннеля – как встреча на Эльбе. Здесь мэры и губернаторы пили шампанское, а потом произносили пламенные речи.

Вячеслав Тарасов : Метро сегодня входит вот в такой режим, что его остановить не просто невозможно, а нереально!

Михаил Юревич : Будут деньги – все сделаем.

Здесь даже ставили елку и отмечали Новый год. В этом году возраст южноуральской стройки века уже на самом деле можно мерить столетиями – пока ей исполнилась только четверть.

"Метро – это будущее города", – считал Петр Сумин. Будущее, которое никак не может наступить. И почти все 25 лет решается вопрос: все-таки быть или не быть... челябинскому метро?

1991 год: Потому и было принято решение о строительстве метро.

2004 год: Сегодня уже не стоит вопрос, быть или не быть челябинскому метро.

2006 год: Челябинск все-таки определился в своих желаниях, он хочет строить метро и даже не возражает против старого генплана.

И вот город снова на пороге принятия нового генерального плана, и снова невольно возникают вопросы: а нужно ли метро современному Челябинску, хватит ли у нас сил и политической воли, чтобы его построить, насколько дорогим будет это удовольствие? И вообще: все эти 25 лет – его строят или только делают вид?

Неисправимые оптимисты говорят, что сабвей можно запустить через четыре года, пессимисты уверены, что никогда не покатаются на южноуральской подземке. А, например, реалист экс-губернатор Михаил Юревич в 2013 году в одном из интервью сказал, что если оно и появится, то не раньше 2033 года. Цифра в сочетании со словом "метро" не просто символичная, а постапокалиптическая. Именно в этом году происходит действие романа Дмитрия Глуховского, герои которого вынуждены скрываться в подземке от последствий ядерной катастрофы. Кстати, угроза войны и послужила причиной строительства челябинского сабвея.

Съемочная группа ГТРК "Южный Урал" спускается в челябинское метро на станции "Торговый центр". Предстоит уйти под землю на 40 метров. На улице крепкий мороз, а здесь и в холод, и в засуху плюс 16 и очень сыро. Сначала попадаем в вестибюль будущей станции.

Вестибюль станции номер 2 челябинского метро – "Торговый центр". Сюда будут спускаться люди с поверхности земли и уже отсюда переходить на саму станцию. Вот этот резервуар – это техническое помещение, предназначенное под эскалаторные машины (всего их будет 4).

Эскалаторный тоннель появился здесь во время ударной стройки 2011 года. По проекту, четыре 80-метровых эскалатора будут доставлять сотни тысяч пассажиров в сутки вниз и поднимать наверх. А пока машины не установлены, спускаемся по деревянной лестнице – к станции метро ведут 250 ступеней.

1991 год. На этих по-настоящему уникальных кадрах архива ГТРК "Южный Урал" – первый день строительства челябинской подземки. Рабочие только начинают готовить площадку: огораживают территорию знаменитыми плитами с большой буквой "М". Впрочем, говорить о необходимости метрополитена начали гораздо раньше.

Первый вариант метро был предложен в генеральном плане города, когда Челябинск еще не стал миллионником, но очень к этому стремился. В 1967 году. Тогда, в разгар холодной войны, была создана стратегическая программа, которая предполагала строительство бомбоубежищ в крупнейших советских городах. Чтобы многокилометровые подземелья не простаивали, придумали побочную функцию – метрополитен.

Градостроители думали, что к нулевым население Челябинска превысит полтора миллиона. Конечно, тогда город был совершенно иным. Посмотрите, сколько прохожих и сколько людей на остановках, почти нет машин на улицах. Кто тогда мог предположить, что через 30 лет все эти люди пересядут на личные авто и встанут в пробках? Схему челябинского метрополитена переделывали четыре раза.

В итоге в середине 80-х остановились на этой. Три ветви: ЧМК – Ленинский; АМЗ – Северо-Восток; первой к строительству запланирована ветвь Северо-Запад – Тракторозаводский район. Копать начали сразу и возле Торгового центра и на Комсомольской площади. На площади Революции тоннели должны были встретиться. Но встрече этой до сих пор было не суждено произойти.

Вместе с директором "Челябметротрансстроя" мы идем по будущей станции "Торговый центр". Над нашей головой – 15 метров грунта и еще 10 метров воды, станция построена прямо под рекой Миасс. Раньше здесь висела эта табличка, она сохранилась до сих пор и лежит где-то в офисе – ее планируют сделать первым экспонатом челябинского музея метро, который откроется в один день с подземкой...

Зрелище впечатляет своим масштабом. Зал почти 200 метров в длину и 15 в высоту был построен за два последних года. Пока он похож на декорацию к фильму "Чужие", но в 2017 году станцию планируют сдать в черновой отделке: закроют своды, зальют полы. А пока под ногами почти жидкий гранит – мельчайшая пыль от буровых работ оседает и смешивается с подземными водами.

Генеральный директор "Метротрансстроя" приехал на работу на корейской иномарке среднего класса. Александр Сухоруков производит впечатление энтузиаста и технически подкованного человека. Когда начали строить челябинскую подземку, он только закончил школу и выбирал жизненный путь, пошел учиться на горняка. Не зря: работа в метро тяжелая – шахтерская.

По его словам, ветвь, которая станет для челябинского метро первой, готова на 40 процентов. И с той и с другой стороны метростроевцам до площади Революции осталось пройти по 700 метров, но сегодня работы практически стоят – в 2017 году на строительство подземки было выделено около 300 миллионов рублей.

Александр Сухоруков : Выполняются работы по содержанию построенных объектов подземных: вентиляция, водоотвод и поддержание выработок. Продолжается строительство станции "Торговый центр". В небольшом объеме – укрепление пройденной выработки.

Хроническая нехватка денег – главный бич не только челябинского – всех постсоветских метро. После развала Союза в эксплуатацию было введено только казанское. В 2005-м, в год тысячелетия города, первым пассажиром подземки стал президент Владимир Путин. Семикилометровую пусковую линию построили за 8 лет. Только в 2005 году его строительство обошлось почти в 13 миллиардов рублей – две трети сегодняшнего бюджета всего Челябинска. Сейчас казанский метрополитен продолжают прокладывать и в прошлом году вложили почти 3 миллиарда, а в этом выделили один.

Омскому, красноярскому и челябинскому сабвею повезло меньше – строительство подземок в трех миллионниках началось в 90-х и до сих пор не окончено. Сначала сроки сдачи постоянно переносили.

Владимир Ваганов (1991 год) : Первая очередь челябинского метрополитена свяжет северо-западный жилой район с центром города и Челябинским тракторным заводом. Протяженность 8 километров, 5 станций. Строительство рассчитано на 8 лет.

Владимир Ваганов (2004 год) : Первый пусковой комплекс в городе Челябинске должен быть сдан в эксплуатацию в 2007 году.

А потом стали обходиться комментарием, что прогнозы и предсказания – дело неблагодарное. В конце 90-х стало казаться, что сама природа против строительства сабвея в Челябинске.

Лев Битков : Злую шутку с челябинскими метростроевцами сыграла бессердечная геология. На самом деле Челябинск находится в уникальном месте. Там, за моей спиной, – центр города, он на Урале. Я делаю несколько шагов – и оказываюсь в Сибири.

Для метростроя это означает разные типы грунта и возможность обрушения. Чтобы безопасно пройти участок и повысить скорость работ, в 2004 году за сумасшедшие деньги у канадцев купили комплекс "Ловат". На этих кадрах машина проходит испытания у себя на родине. Ее назвали Алла.

– Почему Алла? Каждой машине, которую сделал "Ловат", дается женское имя. Есть такая итальянская традиция. Алла – это имя дочери одного из наших коллег.

Что подумала сама девушка, в честь которой назвали многотонного железного червя для стройки пятиметровых подземных тоннелей с 40-сантиметровыми зубами из легированной стали, история умалчивает. На Аллу возлагали не столько технические, сколько психологические задачи, она должна была возродить веру челябинцев в метро.

Петр Сумин (2004 год) : Первые две линии с тремя станциями – в 2007 году.

Люди на самом деле поверили в 2007 год. Но потом последовала череда скандалов. Оказалось, что под Аллу необходимо переделывать половину проекта метро, и она остановилась. Отсутствие денег привело к долгам перед энергетиками и рабочими. А затем вокруг метростроя между городскими и областными властями и вовсе стала разгораться настоящая война.

Олег Грачев: Мы не можем позволить себе замалчивать свою позицию, если мы считаем, что средства федерации расходуются нерачительно.

Владимир Дятлов : Меня просто поражает позиция города. Как могут люди опуститься.

В 2009 году было заведено уголовное дело о растрате денег, директор "Челябметростроя" Константин Абрамчук был освобожден от занимаемой должности.

Константин Абрамчук : Комбайн – это хорошо, это здорово, но под него должно быть другое финансирование.

Однако где экс-директор сегодня и на какой стадии находится уголовное дело, нам выяснить не удалось.

Ольга Штерк, начальник ОИиОС (официальный ответ на письменный запрос от ГУ МВД по Челябинской области): Информирую вас, что в производстве следственных подразделений МВД России по Челябинской области отсутствуют уголовные дела, возбужденные по фактам хищения денежных средств, выделенных на строительство метро.

Михаил Ишутенко, советник юстиции (официальный ответ на письменный запрос от главного следственного управления ГУ МВД по Челябинской области): Данными об уголовных делах, возбужденных в отношении подрядчиков, привлеченных к строительству челябинского метрополитена, не располагаем.

Яков Гуревич, директор компании "КЭМП", эксперт по инфраструктурным вопросам : Если проект не должен быть закончен, то он неконтролируем. Поэтому можно любым способом шантажировать, тянуть деньги из бюджета и вольно их осваивать.

Сегодня на вопрос "нужно ли метро Челябинску?" эксперт в области инфраструктуры Яков Гуревич однозначно отвечает: нет. По его мнению, этот вид транспорта у населения пользоваться популярностью не будет. Потому что метро было спроектировано в реалиях 80-х годов, а сейчас, в 2017 году, люди редко ездят на станцию "Торговый центр", а число работников тракторного завода, для которого была заложена отдельная станция, сократилось в 10 раз. Эксперт был одним из инициаторов идеи создания на базе существующего тоннеля подземной линии скоростного трамвая. Похожий проект, например, был реализован в Волгограде. В 1984 году здесь появился метротрам.

Яков Гуревич : Идея была предельно проста. Трамвай идет с Северо-Запада, с ЧМЗ по поверхности, в районе примерно Теплотеха он уходит в тоннель, выходит или на ЧТЗ, или в районе вокзала. Во-первых, обеспечивается интеграция с трамвайной системой, а не получается какой-то обрубок. Во-вторых, такая транспортная система в 10 раз дешевле на стадии строительства, а потом и на стадии эксплуатации.

Как альтернатива метрополитену рассматривалась железная дорога, которая уже проходит через центр города – как раз по границе Урала и Сибири, и на которой можно было запустить рейсовые поезда. Но от этого проекта отказались.

Николай Шумаков : Целесообразность строительства метрополитена? Это страшный вопрос! Его задавать нельзя и даже думать об этом нельзя!

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в необходимости метро для Челябинска не сомневается. Он согласен с тем, что на современной карте метро выглядит немного архаично, в то же время уверен, что в данном случае не город формирует вид подземки, а в итоге подземка сформирует внешний облик Челябинска, будет его стержнем. Станции метро станут местом притяжения населения и бизнеса, а квадратный метр жилья сразу же повысится в цене.

Николай Шумаков : Сейчас, допустим, можно говорить, что тракторный завод почти не работает. Но поверьте мне, как только появится станция "Тракторный завод", район заживет абсолютно иной жизнью.

Чтобы метро все-таки появилось в Челябинске, нужны колоссальные деньги. Проект 2013 года предусматривает стоимость 58 миллиардов рублей. Сегодня эту сумму можно смело умножать на полтора. То есть почти 80 миллиардов, при бюджете всей Челябинской области 120.

Юрий Карликанов : Бюджет Челябинской области эту стройку не потянет. Как минимум нужно иметь 3-4 миллиарда рублей. Если поставить строительство на нормальные рельсы, то можно осваивать и больше – до 10-15 миллиардов.

В советское время стройку затеял федеральный центр, он и платил за все. Уверенность в том, что челябинское метро будет закончено, постепенно сходила на нет вместе с финансированием, это бремя перевесили на шею областного бюджета. Сначала предложили оплачивать 80 процентов расходов, затем разделили траты с региональной казной "фифти-фифти" и, наконец, пообещали, что возьмут на себя до 20 процентов трат. Сейчас региональные и городские власти регулярно пишут в федеральный центр просьбы о финансировании.

Евгений Тефтелев, глава Челябинска : Мы продолжаем работать с инвесторами и с федеральным центром о возможном продолжении федерального финансирования.

Но частные инвесторы пока не выстраиваются в очередь, а в конце прошлого года заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович недвусмысленно дал понять, что в ближайшее время из Москвы денег ждать не стоит.

Аркадий Дворкович : У нас нет средств сейчас на разворачивание серьезной программы поддержки метростроя. И основное строительство метрополитена происходит только в московской агломерации, Москве и ближайших районах. Думаю, что в ближайшие 2-3 года так и будет происходить. У нас просто нет ресурсов, чтобы сделать больше.

При современных 300-х миллионах покататься под землей удастся не раньше 2276 года. Ежегодно каждый челябинец вкладывает в несуществующее метро от 300 до 500 рублей. В таком случае не проще ли на все деньги закупить трамваев, а о котловане забыть? Нет. Сделано уже слишком много, если сейчас бросить все, как есть, то катастрофы не избежать, местами центр города может провалиться. Полноценная консервация предполагает бетонирование всех объектов. Получается, чтобы заморозить только станцию "Комсомольская площадь", нужно потратить 3,5 миллиарда рублей, но при этом мы теряем все деньги, уже вложенные в стройку, 25 лет и возможность продолжить работу, если метро срочно понадобится.

В прошлом году челябинское метро посетил губернатор. Тогда Борис Дубровский распорядился подумать, как можно использовать такие площади, чтобы не стояли без дела.

И вот в подземелье состоялось выездное совещание областного правительства. Министры культуры и спорта осмотрели площадку и сейчас составляют свои предложения. По словам Леонида Одера, не исключено, что в областном центре появятся два уникальных подземных концертных холла или две ледовые арены.

Леонид Одер, министр спорта Челябинской области : Размеры позволяют проводить там концерты и использовать под спортивные мероприятия. Можно сделать шикарный спортивный комплекс с игровыми площадками, можем и лед там делать и универсальные спортивные площадки. То есть территория, объемы и размеры позволяют.

С помощью современных технологий под землей можно открыть даже временный бассейн. Но это не означает, что проект челябинского сабвея сворачивается окончательно. Строители будут работать в обычном режиме на других участках, а если или все-таки когда подземка будет готова, станциям придадут нормальный вид.

Однако площади подземки уже кто-то использует и, возможно, зарабатывает на этом. На территории, огороженной теми самыми фирменными плитами "М" на улице Калинина, съемочная группа обнаружила автостоянку. Рядом с припаркованными автомобилями парит ствол метрополитена. Узнать, кто ставит здесь машины и кто это разрешил, не удалось.

Сегодня актуальный проект первой пусковой ветви челябинского метро предусматривает 9 объектов. Помимо станций и тоннелей в него входят электродепо и даже инженерный корпус – к их строительству пока не приступали.

На пересечении двух проспектов – Свердловского и Победы – тоже планируется строительство станции метро, предполагается, что она будет совмещена с инженерным корпусом, который вознесется над землей на 8 этажей и уйдет вглубь на три этажа.

При тех объемах работ, которые сегодня уже выполнены, вопрос копать или не копать перед областью не стоит. Когда видишь все это своими глазами, масштаб проделанного по-настоящему впечатляет. Возможно, Челябинск еще долго будет прекрасно обходиться без метро, как когда-то обходился без трамваев и троллейбусов, хотя с каждыми объявленными НМУ в городе все чаще вспоминают, что метрополитен – самый экологичный вид городского транспорта.

Сегодня город очевидно развивается в сторону агломерации: уже почти нет границы с Копейском, Северо-Запад и Северо-Восток поглощают ближайшие населенные пункты, серьезная часть жителей Коркино и Еманжелинска ежедневно ездит в областной центр на работу. Нагрузка на транспортную сеть растет безостановочно, и однажды, когда Челябинск встанет в одной большой пробке, новый план наземной маршрутной сети уже не поможет. Если областной центр будет продолжать расти и развиваться, на следующей ступени градостроительной эволюции проблема метро однозначно встанет более жестко. Вопрос в том, когда это произойдет и сколько у нас есть времени: 5, 100 или 200 лет.

Лев Битков , Константин Дедков, Владислав Отрыванов, Николай Махиня
Источник: www.cheltv.ru
 Читайте также:

Из зимы в лето. 7 горячих источников Урала

Посещение горячих источников приобретает всё большую популярность среди челябинцев. Одни ценят лечебные свойства минеральной воды, другим просто нравится плескаться в тёплом бассейне, когда на улице мороз. «АиФ-Челябинск» публикует подборку мест, где можно насладиться купанием в ..

День белого лепестка отметили в Челябинске

Малыши, родившиеся раньше срока, их родители и врачи отмечают сегодня, 17 ноября День недоношенного ребенка или День белого лепестка. В Челябинске этот праздник давно стал доброй традицией, его отмечают уже седьмой год. В приветственном слове заместитель начальника Упра..

Выставка графики Пабло Пикассо «Параграфы».

В проект вошла 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Экспозиция покажет работы основных этапов творчества мастера: раннего и голубого периода, аналитического и синтетического кубизма, серию эскизов к знаменитому полотну «Герника», а также работы позднего..

«Нас грабят»: в челябинских маршрутках вырастет стоимость проезда

На следующей неделе челябинские маршрутчики планируют повысить цены на проезд с 23 до 25 рублей. По словам перевозчиков, это вынужденная мера, которая связана с подорожанием топлива и запчастей. — Сегодня утром ехал в 79-й маршрутке. Там висит объявление о повышении стоимо..

В Магнитогорске по квартирам ходят «лжегазовики»

Сообщения от потребителей о визитах якобы сотрудников горгаза регулярно поступают в аварийно-диспетчерскую службу магнитогорского филиала «Газпром газораспределение Челябинск», сообщается на сайте организации. В Челябинске аферисты обманом узнают у горожан адреса квартир Р..

На улучшение экологии в Челябинской области направят 10 млрд рублей

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский утвердил областную государственную программу охраны окружающей среды региона на 2018-2025 годы. На мероприятия по улучшению качества атмосферного воздуха и снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду направят более ..

К требованиям общественника извинений от Киркорова присоединились другие челябинцы

Обращения появились в социальных сетях.Сегодня челябинский общественник, председатель регионального «Союза призывников России» Марсель Хазиев обратился к певцу Филиппу Киркорову. Челябинец решил, что прославленный артист оскорбил город, когда извинялся за задержку концерта из-..

Зарубивший знакомого магнитогорец сел на 16 лет

Его "сдала" сожительница. 17 ноября Челябинский облсуд вынес приговор 47-летнему магнитогорцу, признав его виновным в убийстве из корыстных побуждений. Он проведет 16 лет 6 месяцев в колонии строгого режима. Об этом " Уралинформбюро " сообщили в пресс-службе южноуральск..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство